• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ВАС РФ поставил точку в споре между «ВСК» и антимонопольной службой

 

7 июня 2012 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) уточнил правовую позицию в отношении правомерности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, занимающих доминирующее положение на розничных рынках электроэнергии и создающих необоснованные препятствия смежным участникам рынка при согласовании перечней средств изменения (ПСИ), необходимого для входа на оптовый рынок.

Так, в декабре 2009 года Вологодское УФАС России признало ОАО «Вологодская энергосбытовая компания» (ОАО «ВСК») нарушившим антимонопольное законодательство (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции). Компания злоупотребила своим доминирующим положением на рынке путем необоснованного уклонения от согласования ПСИ для целей коммерческого учета и Соглашения об информационном обмене. Такие действия энергосбытовой организации создали препятствие ООО «Коммунэнергосбыт» к доступу на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ). По результатам рассмотрения дела Вологодское УФАС России выдало ОАО «ВСК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Однако Арбитражный суд Вологодской области признал незаконным решение антимонопольного органа и выданное на его основе предписание в отношении ОАО «ВСК». В дальнейшем суды апелляционной и кассационной инстанции оставили решение арбитражного суда без изменений. По мнению судебных инстанций, антимонопольный орган не доказал тождественность понятий доминирования для оптового рынка электроэнергии и рынка того же товара в границах Вологодской области. Также суды посчитали, что антимонопольный орган не учел наличие альтернативных способов согласования ПСИ (посредством обращения в конфликтную комиссию НП «Совет рынка»), а также не определил взаимосвязь между негативными последствиями для ООО «Коммунэнергосбыт» и действиями ОАО «ВСК».

Передавая дело в Президиум ВАС РФ для пересмотра дела в порядке надзора, коллегия судей обратила внимание на то, что антимонопольным органом было правомерно установлено, что правонарушение было совершено на розничном рынке, на котором ОАО «ВСК» занимает доминирующее положение с долей более 80%. Также коллегия указала необходимость учета позиции органа внесудебного урегулирования споров в электроэнергетике – НП «Совет рынка», а также обратила внимание на доказанность ущемления прав и законных интересов ООО «Коммунэнергосбыт» (в частности, посредством затягивания процесса согласования ПСИ).

В ходе рассмотрения дела Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что суды не дали оценку решению конфликтной комиссии НП «Совет рынка», которым было установлено нарушение Правил оптового рынка в действиях ОАО «ВСК». В результате ВАС РФ признал решение о правомерность позиции антимонопольного органа в отношении ОАО «ВСК», отменив акты нижестоящих судов.

«Безусловно, акт суда надзорной инстанции носит прецедентный характер, поскольку будет способствовать увеличению эффективности антимонопольного контроля за поведением гарантирующих поставщиков. Подобные действия субъектов, обладающих значительной степенью рыночной власти на розничном рынке, а равно исключительным правом согласовать ПСИ смежному участнику рынка (фактически санкционировать доступ конкурента на рынок), имеют негативные последствия для состояния конкурентной среды как на розничном, так и на оптовом рынках электроэнергии. Важной в этом судебном разбирательстве стала как правовая, так и экономическая позиция НП «Совет рынка»», - прокомментировал постановление Президиума ВАС РФ заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.




Справочно:

Конфликтная комиссия НП «Совет рынка» в рамках своей компетенции рассматривается обращения участников розничного и оптового рынков электроэнергии – членов партнерства по вопросам создания препятствий доступа на рынок и соблюдение Правил оптового рынка. Ежегодно комиссия рассматривает 70-75 таких обращений. В свою очередь, факт установления нарушения со стороны таких субъектов является основанием для направления материалов в ФАС России с целью проверки действий на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

В антимонопольные органы поступает значительное количество жалоб и обращений, связанных с неправомерным поведением гарантирующих поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынках розничной купли-продажи электрической энергии. К сожалению, несмотря на потенциальную конкурентность этого вида деятельности доля энергосбытовых организаций (гарантирующих поставщиков «первого уровня») в среднем превышает 80%. Это позволяет им оказывать влияние на общие условия обращения товара на рынке и зачастую влечет нарушение прав и законных интересов потребителей.