Российский рынок слияний и поглощений: новое в законодательстве

Об этом 11 декабря 2013 года рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрей Цыганов в рамках выступления с докладом на форуме «Слияния и поглощения в России-2013».

За последние 20 лет, как сообщил Андрей Цыганов, в России создана эффективная система антимонопольного контроля экономической концентрации, сопоставимая с лучшими мировыми практиками. «В Дорожной карте «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», например, только один пункт касается этой сферы антимонопольного регулирования. В рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая признала, что в целом законодательство Российской Федерации соответствует ее нормам и принципам, также обращается внимание только на один момент – необходимость повышения качества экономического анализа при рассмотрении сделок слияний и поглощений. А это значит, что эта сфера не нуждается в существенной модификации», – добавил заместитель руководителя ФАС России.

Подтверждением того, что год за годом происходила либерализация системы контроля экономической концентрации, также являются количественные показатели. В 2008 году ФАС России рассмотрела почти 6000 предварительных ходатайств хозяйствующих субъектов, планирующих совершить ту или иную сделку. В 2012 году эта цифра составила уже 2500, т.е. сократилась в 2,4 раза. Количество же уведомлений за тот же период сократилось в 22 раза (с 44 000 до 1900). Такое существенное сокращение ходатайств и уведомлений позволило ФАС России, в свою очередь, сконцентрироваться на анализе наиболее серьезных сделок, совершение которых может привести к негативным последствиям для конкуренции.

Теперь, как сообщил Андрей Цыганов, ФАС России предлагает полностью исключить уведомительный контроль в рамках внесенного в Государственную Думу законопроекта.

Продолжая говорить о контроле слияний и поглощений в России, Андрей Цыганов отметил, что 5-7% сделок разрешаются ФАС России с выдачей предписаний о совершении определенных действий, направленных на обеспечение конкуренции. Также бывают случаи, когда для совершения сделки хозяйствующему субъекту требуется продать часть своих активов на территории Российской Федерации. Решение об отказе ФАС России принимает в случае предоставления неполной информации или наличия угрозы для конкуренции, но они составляют не более одного процента от общего количества рассмотренных ходатайств.

Кроме того, заместитель руководителя ФАС России проинформировал участников форума о дополнительных поправках в федеральное законодательство, направленных на создание единого и понятного механизма осуществления контроля в сфере иностранных инвестиций (подробнее см. http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_35075.html).