Нужны ли долгосрочные договоры или правила недискриминационного доступа в сфере нефте- и газохимической отрасли?

Такой вопрос 13 февраля 2014 года обсуждали в Федеральной антимонопольной службе с представителями бизнес-сообщества в рамках заседания Рабочей группы по нефтегазохимическому комплексу. В настоящее время игроки на этом рынке действуют по долгосрочным договорам.

Заседание было проведено под председательством заместителя руководителя ФАС России Андрея Цыганова во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по разработке механизмов стимулирования установления долгосрочных договоров между поставщиками сырья и инфраструктурными компаниями в сфере нефте- и газохимической отрасли. Со стороны бизнес-сообщества присутствовали представители СИБУРа, Газпрома, Башкирской содовой компании, Роснефти, ФосАгро, Акрона, ОАО «Минудобрения» и Российского союза химиков.

Как сообщила начальник отдела химической промышленности ФАС России Карина Бадалова, структурными проблемами в этой сфере являются наличие инфраструктурных локальных и двусторонних монополий, существование которых может создавать условия для дискриминации потребителей как в части тарифов на их услуги, так и в части распределения объемов.

«Отдельным вопросом также является функционирование на этих рынках вертикально-интегрированных компаний, – отметил заместитель начальника Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС России Сергей Вершинин. – В первую очередь такие компании обеспечивают сырьем свои дочерние предприятия, а независимым потребителям поставляют сырье по остаточному принципу. В условиях несбалансированности сырьевых и перерабатывающих мощностей это также может приводить к дискриминации независимых потребителей».

Подходы к решению еще к одной острой темы – ценообразование на сырье, по мнению ФАС России, может рассматриваться в различных аспектах: с использованием мировых индикаторов цен, биржевых индикаторов, цен, рассчитанных на основе экспортной альтернативы или с использованием затратного метода. 

Закрепление достигнутых договоренностей в рамках антимонопольного законодательства, по словам Андрея Цыганова, возможно в таких формах, как предписание или рекомендации ФАС, решения по итогам рассмотрения нотификации хозяйствующими субъектами проектов долгосрочных договоров, а также с помощью поправок в закон о защите конкуренции, предоставляющих Правительству РФ право принимать правила недискриминационного доступа к товарам, реализуемым доминирующими хозяйствующими субъектами естественных монополий, действующих в условиях существующей ограниченной конкуренции.

По итогам обсуждений возможных путей решения сложившихся проблем участники заседания договорились вернуться к этому вопросу через месяц, но уже с аргументированной позицией от каждой из сторон.