Госдума одобрила «четвертый антимонопольный пакет» во втором чтении

Сегодня, 15 сентября 2015 года, проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (т.н. «четвертый антимонопольный пакет») был одобрен Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении. 

Разработанный ФАС России законопроект подготовлен во исполнение «дорожной карты» по развитию конкуренции и антимонопольного регулирования и в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он предусматривает сокращение административных ограничений для бизнеса и снижение государственного участия в экономике. 

Как сообщил руководитель ФАС России Игорь Артемьев, законопроект, в частности предоставляет право Правительству РФ устанавливать Правила недискриминационного доступа (ПНД) на высококонцентрированных рынках, что позволит сделать доступ потребителей к монопольным рынкам открытым и понятным. 

«Еще один аспект «четвертого антимонопольного пакета», направленный на открытость и прозрачность деятельности антимонопольной службы – это подробная регламентация процедуры рассмотрения антимонопольных дел. Развитие процессуальных норм приведет к существенному повышению обоснованности принимаемых решений», - отметил Игорь Артемьев. 

18 сентября 2015 года «четвертый антимонопольный пакет» будет рассмотрен в третьем чтении. 

Кроме того, в первом чтении был принят «антикризисный» законопроект, который разработан в соответствии в целях реализации пункта 25 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Проект поправок предусматривает введение иммунитета в отношении злоупотребления доминирующим положением для хозсубъектов с выручкой менее 400 млн руб. и соглашений между участниками одного рынка (кроме картелей и запрещенных «вертикальных» соглашений) для хозяйствующих субъектов с совокупной выручкой менее 400 млн руб.

Стоит отметить, что иммунитеты не будут касаться естественных монополий, финансовых организаций и компаний с государственным участием. 

Кроме того, законопроект предусматривает сокращение оснований проведения внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства. Так, проверки по заявлению юридических лиц и граждан будут проводиться после согласования с органами прокуратуры. Исключения составят проверки по выявлению картелей. Для них сохранится существующий порядок «внезапных» проверок.