О полномочиях антимонопольного органа в части регулирования цен на продовольственные товары

В эти дни в адрес Ингушского УФАС России поступает немало обращений по поводу повышения цен на те или иные продукты питания. Ингушское УФАС России ведет мониторинг цен продовольственных товаров на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и разъясняет полномочия антимонопольного органа.

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Законом о защите конкуренции.

Согласно статье 5 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган не может признавать доминирующим положение компании, чья выручка от продажи товаров за последний календарный год составила до 800 млн руб.

Так же в соответствии с нормами Федерального законе «Об основах государственного регулирования» антимонопольные правила не распространяются на хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность и хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность посредством организации торговой сети, если выручка за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей.

Вместе с тем рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными.

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение).

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. Наценка как таковая формируется на каждом этапе товаропроводящей цепочки. Это, по сути, необходимое условие для существования любой бизнес-организации.

Отметим, что на сегодняшний день в нашем регионе нет хозяйствующего субъекта на рынке продовольственных товаров, осуществляющего деятельность с оборотом более восемьсот миллионов рублей.

Соответственно, продавцы, которые осуществляют свою деятельность на территории республики - это субъекты малого среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели, которые в основном реализует товар, приобретённый с соседних регионов страны, соответственно устанавливают ценовую политику исходя из своих расходов и удорожанию стоимости закупочных цен, логистики и т.д.

Тем не менее, Ингушским УФАС России с 2020 года ведется мониторинг цен продовольственных товаров на установление наличия нарушение антимонопольного законодательства (хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений).

В случае наличия каких-либо данных о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе о возможном установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара), автор обращения имеет право обратиться с соответствующим заявлением или жалобой в антимонопольный орган.

Кроме того, на сайте Ингушского УФАС России открыт раздел «Горячая линия». Ингушское УФАС России проводит сбор информации с целью мониторинга ценовой ситуации на российском рынке. Полученные сведения будут использованы для выявления и пресечения спекулятивного роста цен.

 

*В соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности. Одним из таких действий является экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, если иное не предусмотрено федеральным законом.