Верховный Суд РФ подтвердил правильность выводов ФАС России

24 сентября 2014 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации подтвердила законность решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в отношении ОАО «РЖД» по фактам массовых отказов грузоотправителям в исполнении заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом в вагонах перевозчика, что оплачивается в соответствии с установленными ФСТ России тарифами.

Дело было возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства группой лиц в составе: ОАО «РЖД» (субъект естественной монополии – перевозчик грузов железнодорожным транспортом, собственник инфраструктуры железнодорожного транспорта), ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания» (собственники подвижного состава). По результатам рассмотрения дела ОАО «РЖД» было признано нарушившим пункты 3,4 и 5 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции».

Основанием для возбуждения дела послужили многочисленные обращения грузоотправителей, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о снижении доступности услуг грузовых железнодорожных перевозок при неконтролируемом росте стоимости перевозок. Также в жалобах говорилось о необоснованном уклонении ОАО «РЖД» от приема, согласования и исполнения заявок на перевозки грузов в инвентарном парке, владение которым на праве собственности или ином законном праве осуществляется перевозчиком.

В соответствии с антимонопольным законодательством, в подобных ситуациях отказ перевозчика от согласования и выполнения заявок грузоотправителей содержит целый ряд нарушений, предусмотренных статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В результате антиконкурентных действий ОАО «РЖД» в 2010-2011 годах произошло снижение доступности услуг с 90% до 60 % для крупных грузоотправителей и с 75-80 % до 30% для малого и среднего бизнеса. Рост стоимости вагонной составляющей составил до 2 раз, а стоимость перевозки – до 30%.

«Ранее Арбитражные суды, а сейчас и Верховный суд РФ подтвердили законность и обоснованность решения ФАС России. Теперь необходимо продолжать движение в направлении развития цивилизованного рынка в сфере железнодорожных перевозок. Уже проведены первые консультации о более активном участии «РЖД» в развитии коммерческой инфраструктуры рынка. В частности, речь идет об участии компании в работе площадки по предоставлению услуг размещения вагонов на путях необщего пользования. Важны также предварительные договоренности о развитии гибкого ценообразования на услуги ж/д перевозок с учетом итогов торгов на услуги по предоставлению вагонов, проведенных, в том числе, для нужд перевозчика», - прокомментировал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.