​Задача антимонопольной службы – защита конкуренции

– Батыр, с чем сегодня сталкивается антимонопольная служба республики?

– В настоящее время у нас на рассмотрении находятся три жалобы, поступившие от хозяйствующих субъектов в отношении газоснабжающих организаций. В одном случае не предоставляются технические условия на подключение. В другом – происходит волокита. А в третьем – необоснованное отключение. По двум обращениям проведены проверки и на основании их результатов возбуждены два административных дела. По третьему обращению проверка еще идет. И если комиссия антимонопольной службы примет решение, что отключение газа сделано незаконно, то и здесь последует мера административного взыскания. А это – оборотный штраф, предусмотренный Кодексом РФ «Об административных правонарушениях».

– Кто будет привлечен к ответственности?

– Должностное лицо, допустившее данное нарушение, или же юридическое лицо. Сумма штрафа немалая. Это – оборотный штраф от деятельности организации в зависимости от дохода. Существует определенная формула, посредством которой рассчитывается размер штрафа.

– До возбуждения административного дела вы ставите в известность противоположную сторону о грядущем привлечении к административной ответственности?

– Если по нашему мнению информации, подтверждающей факт правонарушения, достаточно, то мы никого не информируем.

Исключение составляют нарушения по части 3, 5, 6, 8 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Это — уклонение от заключения договора со стороны субъекта естественных монополий и навязывание невыгодных условий при заключении договора, создание дискриминационных условий и установление различных цен на один товар. В случае выявления подобных нарушений, мы сначала направляем предупреждение субъекту естественных монополий, в котором указывается недопустимость такого рода нарушения, например, чтобы было прекращено навязывание условий договора юридическому лицу, то есть индивидуальному предпринимателю. Если предупреждение воспринимается и принимаются соответствующие действия, то штрафные санкции не следуют. Если же в установленные сроки предупреждение не исполняется, возбуждается дело по статье 10. Это означает существенные штрафные санкции для любого хозяйствующего субъекта.

– Вы можете привести свежий пример, если таковой имел место!

– Да. Одна из газоснабжающих компаний отключила подачу газа в несколько домов в Магасе. Нами была проведена проверка, на основании чего принято решение о нарушении. Наше решение обжаловано в суде. В настоящее время дело находится на стадии завершения в Арбитражном суде РИ. Если суд признает решение антимонопольной службы обоснованным, то сумма штрафных санкций составит пару миллионов рублей.

– И куда отчисляются эти деньги?

– В федеральный бюджет. Но существуют штрафы, денежные выплаты по которым отчисляются в республиканский бюджет. Это в случае нарушения Закона «О государственных закупках». Там штраф выплачивается в бюджет того муниципального образования, на территории которого произошло нарушение.

– За защитой своих прав в антимонопольную службу обращаются только юридические лица?

– Раньше обращались как юридические, так и физические лица. Но с тех пор как вступил в силу 4-й антимонопольный пакет изменений законодательства с 8 января 2016 года, физические лица исключены из-под контроля антимонопольного органа. Им, как и ранее, до создания антимонопольной службы, надлежит обращаться в Роспотребсоюз.

– Чем это вызвано?

– Это связано с огромной нагрузкой на антимонопольные органы с ограниченными штатом сотрудников и возможностями. В прошлом году антимонопольной службе передали такие структуры, как Рособоронозаказ и федеральная служба по тарифам. В связи с этим наши полномочия были расширены, а обеспечение как финансовое, так и кадровое изменилось несущественно.

И еще одним поводом того, что физические лица к нам не могут обращаться, является тот факт, что наша служба является конкурентным органом. И мы сконцентрированы главным образом на экономике, там, где происходит развитие конкуренции. К тому же защита прав физических лиц — потребителей услуг – это прямая поднадзорность Роспотребнадзора. Но несмотря на это физическим лицам также, как и юридическим, будет полезна информация от 19 мая 2016 года, размещенная на нашем сайте в интернете (in.fas. gov.ru). Мы в графическом виде расписали порядок действий при подключении к субъектам естественных монополий газораспределения, водоснабжения, водоотведения и к сетям теплоснабжения.

– Батыр, что является критерием деятельности антимонопольной службы?

– Качественный показатель. Это — количество возбужденных административных дел. И сколько из этих дел подтверждено решением суда. Хотелось бы сразу заметить, что погоня за цифрами для нас отнюдь не критерий. Главное для нас – защита конкуренции от угрозы, которая таит в себе монополизация.

Беседу вела

Мадина КОДЗОЕВА