Весь свет государственного заказа в Магасе!- Прошел Форум территориальных органов ФАС России в СКФО

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Ведущей площадкой страны в сфере государственного заказа стал Магас в эти дни.

Ингушским УФАС России в одном зале были собраны ассы государственного заказа- это заместитель руководителя ФАС России П. В. Иванов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе В. Е. Надыкто, и. о. начальника Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России О.В.Горбачева, заместитель руководителя Федерального казначейства А.Т. Катамадзе, представители Минпромторга России, Председатель Правительства РИ В.В, Сластенин, руководители территориальных органов ФАС России, ведущие электронные площадки страны, бизнес- сообщество региона, органы власти, студенты, специалисты государственного заказа.

 

Открывая Форум Председатель Правительства РИ В.В.Сластенин отметил, что в 2021 году государственными заказчиками Республики Ингушетия, действующими в рамках Закона о контрактной системе, было заключено более 3 тысяч контрактов, экономия бюджетных средств по итогам заключенных госконтрактов составила более 600 миллионов рублей.

Форум вывел главные вопросы на повестку профессиональных спикеров:

- Как упростить и ускорить процедуру электронных торгов?

- Как будет проходить самый популярный способ закупок, с которым работает большинство предпринимателей – аукцион?

-Будет ли у небольших компаний и некоммерческих организаций больше шансов выигрывать тендеры?

- Насколько эффективен электронный формат документооборота? Сейчас электронные документы действуют только на этапах планирования закупок и отбора исполнителей. 

На эти и многие другие вопросы ответил заместитель руководителя ФАС России Иванов П.В.

Освещая тему "Основные изменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Контроль при реализации Национальных проектов", Петр Валерьевич обратился к слушателям: «В рамках Форума мы все собираемся точно не в последний раз. Уверен, наши встречи станут регулярными, еще соберемся обсудить важные аспекты развития государственного заказа и, что самое главное, будем делиться полезной практикой и цифрами».

Первый в своем роде масштабный Форум может стать ежегодным и собирать заинтересованных лиц со всей страны. Молодой и динамично развивающийся субъект страны требует к себе много внимания, закупочные процессы в регионе растут с каждым годом и подобные мероприятия станут большим подспорьем развития честной конкуренции на территории Ингушетии.

Одной из важнейших тем встречи стало обсуждение рисков ответственности при закупках в соответствии с антикризисными пакетами мер, которую затронула О. В. Горбачева.

"В первую очередь мы должны понимать, что принимаемые акты не должны противоречить действующему законодательству. Изменения, вступившие в силу с 1 января текущего года, требуют от нас большей сосредоточенности, знаний и практики», - начала она свое выступление.

Приступая к презентации, она отметила, что поправки вводят новые термины, устраняют пробелы и спорные ситуации, ускоряют и оцифровывают процессы. Важно успевать за ходом событий, быть не только в курсе, а на шаг впереди.

Встреча выдалась насыщенной и актуальной. Поток вопросов спикерам давал знать о том, что у специалистов мало практики и они пытаются наверстать.

"Мы уходим в цифровизацию, наша задач максимально удовлетворить потребности участников закупок, дать им должный уровень инструментов"-акцентировали торговые площадки, представляя свои инновационные методы ведения закупок.

Площадка Форума стала своеобразным путем решения трудных задач для территориальных органов ФАС России.

 

 

 

Актуальной и злободневной выдалась тема «госзаказ в системе пассажирских перевозок», которую поднял руководитель Дагестанского УФАС Каир Бабаев.

Это тема достаточно щепетильна не только для Дагестана, а потому заслужила огромный поток вопросов и внимания.

Каир Абуталибович описал ряд кризисных вопросов в развитии госзаказа в системе пассажирских перевозок и наметил решения для кризисной ситуации.

Перед участниками Форума встал и ключевой ряд вопросов, который требовал более детального разбора.

 

Так, Кумахова А.В. Врио руководителя Кабардино- Балкарского УФАС России акцентировала внимание спикеров и слушателей на новое основание для изменения контракта.

«Согласно части 65.1 статьи 112 Закона №44-ФЗ допускается изменение по соглашению сторон существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 г., если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. При этом основанием для изменения условий контракта должно являться решение исполнительного органа власти соответствующего уровня. 

Указанный вопрос является недостаточно проработанным и требует дополнительных рекомендаций для заказчиков и поставщиков в целях единообразия правоприменительной практики механизма реализации новой нормы закона (части 65.1 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»). Предлагаем ФАС России разработать соответствующие рекомендации», - заключила она.

Крайним стал доклад руководителя Ингушского УФАС России Батыра Точиева. В своем выступлении он акцентировал внимание гостей на актуальную сферу развития антимонопольного законодательства, на рассмотрение дел, связанных с нарушением требований статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Он отметил, что посредством государственных закупок государство решает стоящие перед ним социально экономические задачи на основе взаимодействия государства и частного сектора экономики. В связи с этим проблемы безопасности и эффективного функционирования системы госзакупок являются актуальными. В условиях постоянной трансформации отношений в сфере закупок недобросовестные участники торгов быстро адаптируются к новым механизмам и процедурам размещения заказа, используя в своих схемах законодательные пробелы. Количество нарушений в названной сфере ежегодно возрастает, что представляет серьезную угрозу экономической и социальной безопасности России. К сожалению, официальной статистики по подсчету ущерба от правонарушений в указанной сфере не ведется.

Захватив достаточно обширный пласт государственного заказа, на примере нашумевшего дела о самом масштабном сговоре страны, руководитель Управления рассказал о картелизации в сфере государственных закупок.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок. Однако указанные принципы не всегда совпадают с целями хозяйствующих субъектов, заключающих антиконкурентные соглашения и реализующих их на торгах.

В результате неправомерных действий участников картельного сговора, охвативших всю страну, тысячи государственных контрактов были заключены по максимальным ценам при наличии возможности для их снижения.

В этом деле значимо все, обратите внимание только на следующие цифры:

- Расследование длилось почти 2 года;

- Дело рассматривалось в течение 7 месяцев;

- Было проанализировано более 160 тысяч файлов;

- Сговор охватил около 7 тысяч закупок по всей стране;

- Сумма сговора составила около 9 миллиардов рублей;

- Анализ рынка составлен на 3256 листах;

- Решение о нарушении написано на 1039 листах;

- Дело состоит из 20 томов.

Актуальные вопросы, исчерпывающие ответы, багаж знаний и желание вернуться вновь- таким запомнился Форум территориальных органов ФАС России в 2022 году, то ли еще будет!

 

Файлы для скачивания

Иванов П.В. "Основные изменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Контроль при реализации Нацпроектов"
Тип файла: pdf
Размер файла: 1.01 МБ
Горбачева О.В. "Риск ответственности при закупках в соответствии с антикризисными пакетами мер"
Тип файла: pdf
Размер файла: 1.31 МБ
Горбачева О.В. "Актуальные вопросы правоприменительной практики ФАС России"
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.58 МБ
Бабаев К.А. "Госзаказ в системе городских пассажирских перевозок"
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.83 МБ